Репперы и Скины, что делать? Реферат по психологии 2002_1
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление(почему я взяла эту тему?)
Что такое РЭП?(хип-хоп и рэп: первое знакомство)
Легко ли быть РЭППЕРОМ?(идеология,основные направления, занятия)
Граффити(изобразительное искусство: то, что мы видим)
Что такое БАЛТИЙСКИЙ КЛАН?(Питербургская ветвь изучаемой субкультуры) РЭППЕРЫ стали настоящими "Бакланами"
ХИП-ХОП в России.(ситуация на 1998 год)
Интервью с РЭППЕРОМ.(мнение члена данной субкультуры)
Результаты анкетирования:"Рэперы и Скины, что делать?"
"Россия для русских, Европа для белых!"(Cкины, кто они?)
Расизм. Скины и национал-радикалы.(попытка сотрудничества со скинами)
Расизм в России.(ситуация на данный момент)
Девиантное поведение.(норма и патология)
Субкультура в целом.(что такое "субкультура"?)

Символика молодежной субкультуры.
Группы символов.
РЭППЕРЫ и СКИНЫ - неформалы.("неформалы"- кто они? причины возникновения и основные признаки данной социальной группы)

Список литературы.

ВСТУПЛЕНИЕ

Почему я взяла эту тему?
Я взяла эту тему потому что эта тема довольно близка мне. Ведь неформалы это в основном молодежь. А я сама отношусь к этой категории. Я попытаюсь изложить суть неформалов, их понятия, цели которые они преследуют, их стремления, идеологию и т.д.
Но если можно так выразиться, видов неформалов существует великое множество (панки, металлисты, хиппи, системщики, Рэпперы и Скины и т.д.) эти виды как правило составляет молодежь.
Кроме того я считаю что эта тема "неформалов" очень актуальна в наши дни, она всегда была актуальна. Неформальные объединения по сути целая система, это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения. Где существует яркое деление на "своих" и "чужих". Проще говоря это государство в государстве требующее очень глубокого изучения.
В отношении неформальных объединений сложился самый острый дефицит – дефицит информации. Моей целью отчасти является хотя бы частичное удаление этого дефицита. И попытка изучить и по возможности решить актуальную на данное время проблему Рэпперов и Скинов(без сомнения относящихся к неформалам).

РЭППЕРЫ И СКИНЫ - Неформалы.
Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они ? Ответы на эти вопросы неоднозначны, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К тому же, бурная политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные формирования, причем эти изменения зачастую касаются не только форм и методов их деятельности, но и провозглашаемый целей. ФОРМАЛЬНОЙ обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организации и объединения ничего этого не имеют.



Основные признаки неформалов.

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

2) Слабо выраженная внутренняя структура.

3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

4) Слабые внутренние связи.

5) Очень сложно выделить лидера.

6) Не имеют программы деятельности.

7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

8) Представляют альтернативу государственным структурам.

9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

Причины возникновения.

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердится в новой среде.

5) Привлечь к себе внимание.

6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.
E-mail: macbet@students.ru
  RAP
Список вопросов:

Q:Чем Рэп отличается от Хип-Хопа?
Q:Когда и как зародился Хип-Хоп?
Q:Когда и как зародился Рэп?
Q:Как Хип-Хоп пришел в Россию?
Q: Какие существуют регулярные Хип-Хоп-фестивали?
Q:Что такое Балтийский клан?(Общий обзор)


------------------------------------------------------------------------------
История Хип-Хопа и Рэпа
------------------------------------------------------------------------------

Q: Чем Рэп отличается от Хип-Хопа?
A: Хип-Хоп- это уличная культура, включающая в себя Rap как музыкальное
направление, BreakDance(B-boying)- как танцевальное, Graffiti- как
изобразительное, StreetBall и Basketball, а также некоторые экстремальные виды
спорта- как спортивное направление. Основой Рэпа является MC-ing (читка,
особый речитатив). Изначально MC-ing обязательно совмещался с DJ-ing'ом- это и
составляло Рэп, сейчас DJ-ing не всегда встречается в Рэп-композициях.

Q: Когда и как зародился Хип-Хоп?
A: Хип-хоп как уличная культура зародился еще в семидесятых годах в
Hью-Йорке. Сперва это все было похоже на обычное увлечение малой группы людей,
но постепенно Хип-Хоп охватил все проявления уличной жизни. Сам термин
"Хип-Хоп" впервые употребил по назначению 01(точная дата неизвестна).07.1973
DJ Kool Herc (Clive Campbell) (USA).

Q: Когда и как зародился Рэп?
A: Рэп зарождался параллельно с остальными элементами Хип-Хопа. Элементы
речитатива появились еще в 60-е годы у некоторых R'N'B, Blues и Soul певцов.
Первыми классическими Рэп-композициями были Sugarhill Gang "Rappers Delight" и
Fatback Band "King Tim III"- обе были выпущены в конце семидесятых. Официально
годом рождения Рэпа считается 1979.

Q: Как Хип-Хоп пришел в Россию?
A: Хип-Хоп заразил Россию в середине восьмидесятых годов через людей,
которые имели выход за границу и везли оттуда самые новые веяния. Вероятно,
все началось с брейка. Потом граффити, MC-ing, DJ-ing. и как видно,
последнее, что затронуло Россию - это спорт.

Q: Какие существуют регулярные Хип-Хоп-фестивали?
A: Smoke Out в (San-Bernardino/California/USA), Battle Of The Year-
фестиваль по breakdance.

Q: Что такое Балтийский клан?
A: Это своего рода полигон питерского андеграундного Рэпа.
Фукс(Foox/7.62) организует мероприятие, приезжают команды, их друзья, и все
вместе джэмятся. Официально Балтийский клан образовался 12.12.1997. Хорош тем,
что даже за плохую читку на концерте в тебя бутылкой не кинут. а сегодня
Балтийский клан выпускает музыкальные сборники под названием " овые имена
питерского Рэпа" и реализует многие другие проекты. Сейчас наравне с
Балтийским кланом в Питере существует еще одна туса- PXXP. Ее образовали две
питерские команды: NordSide(Али, Шаман) и Три поросенка(Полик, Страйк, DJ
Удав) летом 1999 года. Сейчас к PXXP присоединилась группа Black
Zone(Франция) и некоторые команды из Питера. Совместный сборник PXXP-волны уже
вышел в сентябре-2000. а обеих тусах выступают как пионеры, так и признанные
атланты питерской и российской андреграундной Рэп-сцены, а также гости из
других городов России, стран С Г, Европы и Америки. Еще одна большая питерская
тусовка- DA-108 Flava во главе с командой DA-108(DJ-108, Купер).


Отвечал на мои вопросы 10.01.02 Антон(31 год) [Тин - лидер RAP команды "Черный снег" ]
За что ему огромное СПАСИБО.

Легко ли быть рэппером?

Представьте себе такого молодого хип-хоппера, который встаёт с утра и, проклиная судьбу, с тяжёлым вздохом надевает несколько футболок QUICKSILVER, широченные штаны BILLABONG с квадратными карманами, кроссовки FUBU, бейсболку NY Yankees козырьком назад, привешивает парочку цепей потяжелее и грустно плетётся навстречу ухмылкам и оскорблениям прохожих, рискуя каждую минуту подвергнуться обыску со стороны недоверчивых работников милиции или нарваться на драку с чересчур патриотично настроенными сверстниками. Ужас! Ну и зачем ему всё это надо? Ну ладно, мы насмотрелись на всех этих хиппи, панков, металлистов, гранджеров – всё, казалось бы, отбесились. А и правда, с чего это вдруг появились в Питере такие вот персонажи, количество коих растёт в геометрической прогрессии.
Вряд ли имеет смысл в рамках данного краткого обзора рассказывать подробно историю возникновения хип-хоп культуры на Западе. Всё-таки мы говорим о конкретной ситуации в Санкт-Пеербурге. Зародившись в Америке в 80-е, хип-хоп культура повлияла на весь мир, причём не только в музыкальной сфере. Мода, танец, изобразительное искусство, кино, реклама, спорт – это не полный список сфер, на которые хип-хоп оказал колоссальное воздействие. Россия не оказалась исключением. Но несмотря на то, что развитие хип-хоп совпало с началом перестройки, рэпперы вовсе не были желанными гостями ни в домах культуры, ни в парках, ни на площадях, ни, конечно, в школах. И тем не менее, несмотря на все запреты, эта культура начала прививаться и у нас.

В Питере начало расцвета хип-хопа связывают с приездом в город из Донецка нескольких человек, организовавших группу Bad Balance. Ныне эта команда ассоциируется с Москвой, но начинали они именно в Питере. Именно здесь Шеffoм, лидером Bad Balance был организован «Хип-хоп центр». До начала 90-х эти парни были лидерами питерской рэп-тусовки, потом перебрались в Москву, а их место заняла также известная сейчас команда С.T.Д.K., занявшая в 1998 году второе место на фестивале «Поколение '98”. В Питере стали появляться профессиональные танцоры (брейкеры), объединяющиеся в команды (crew (крю). Наиболее известная команда из Санкт-Петербурга – Jam Style Crew, работающая сейчас с московскими Da Boogie Crew.

Следующие после С.Т.Д.К. лидеры питерского хип-хопа, остающиеся ими до сих пор – команда DA 108. Именно с них можно начинать отсчёт нового этапа в развитии петербургского хип-хопа.

Как культурный феномен хип-хоп фактически самодостаточен. Он состоит из нескольких категорий, могущих существовать вполне независимо друг о друга. К основным составляющим хип-хоп культуры можно отнести: рэп, брейк, граффити, ди-джеинг, некоторые виды спорта.

РЭП – или читка – пожалуй главный способ воздействия этой субкультуры на сознание окружающих. Фактически, пользуясь музыковедческими терминами, рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. При умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (начитывания) текстов. При кажущейся незамысловатости подхода стать мастером очень непросто, ибо чтение текстов должно быть не монотонным, а запоминающимся, поэтому громадное значение имеет правильный подбор рифм, интонаций, принцип аллитерации. Естественно, существует не только англоязычный рэп. Широко известны и французские, немецкие, испанские исполнители. Рэп постоянно набирал популярность и сейчас эта тенденция только усилилась. Достаточно сказать, что в США, например, из 20 высших мест в общих хит-парадах 10-12 обязательно занимают рэп-исполнители. В данный момент в России, соответственно и в Петербурге, наблюдается настоящий бум рэпа, потому что впервые русскоязычный рэп нашёл массового слушателя.

ИДЕОЛОГИЯ - смысл текста имеет решающее значение, так как хип-хоп изначально формировался как субкультура протеста, поэтому рэп принимал лозунговые формы. Думается, следует осветить этот момент немного подробнее. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура негритянского гетто с резко агрессивным отношением к белому населению (причём это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, белой частью населения, поэтому ни о какой субкультуре гетто в России не может быть и речи. В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако, был найден выход из ситуации и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не на расовом признаке, а по социальным (бедные – богатые), культурным (конформисты – нонконформисты) и другим категориям. Этот подход оправдал себя. Благодаря продюсерским способностям Шеffа был раскручен рэп-исполнитель Децл, песни которого сейчас занимают верхние строчки почти всех молодёжных хит-парадов России. Рэп набирает силу и в ближайшие один-два года эта тенденция, судя по всему, сохранится.

БРЕЙК – или би-боинг, или хип-хоп. Это танцевальный элемент данной субкультуры. Описывать его довольно трудно, поэтому лучше один раз увидеть самому, тем более что он присутствует почти во всех видеоклипах рэпперов (да и не только, а может уже и не столько в них).

ГРАФФИТИ – своеобразная, легкоузнаваемая роспись, сделанная с помощью красок, распыляемых из баллончиков, с почти обязательным присутствием текста. Делится в основном на роспись на стенах (домов, туннелей, переходов, мостов); так называемые бомбы (граффити в вагонах метро, другом общественном транспорте, отсюда происходит выражение бомбить или разносить, то есть расписывать что-либо, в основном общественный транспорт, краской) и скетчи, то есть эскизы граффити на бумаге. Этот элемент также занимает всё большее место в российской хип-хоп культуре, однако основным сдерживающим фактором является высокая цена баллончиков с красками.

ДИ-ДЖЕИНГ – фактически, это музыкальное сопровождение для рэпа и брейка, хотя конечно, ди-джеинг может существовать и отдельно. Традиционно, ди-джеи используют виниловые пластинки (винил) и все более-менее известные западные группы обязательно выпускают варианты своих альбомов на виниле. Ди-джеи создают как свои записи, так и используют чужие, «вырезая» кусочки записей (сэмплы) и вставляя их в свои композиции. Кроме того, существует большое направление, называемое «скрэтчинг» (от scratch (англ.) – царапина), в котором из пластинок извлекается звук от соприкосновения с иглой звукоснимателя во время прокручивания их руками, а так же путём наложения различных эффектов на этот звук.

Некоторые виды спорта, такие как скейтбординг, катание на роликах, сноуборде, баскетбол, бейсбол и другие, также ассоциируются с хип-хопом, хотя их связь является довольно спорным вопросом.

Однако, может сложится впечатление, что рэппер – это человек, обладающий хотя бы одним из умений, перечисленных выше. На самом деле подавляющая масса рэпперов – это тусовщики, посещающие различные рэп-вечеринки и в лучшем случае знающие только самые элементарные основы этих умений, а чаще всего перенимающие лишь атрибутику и не вникающие в суть движения.

Ситуация с субкультурой хип-хопа в городе, естественно, не поддаётся детальному изучению. Однако, встретившись с несколькими людьми, хорошо знающими обстановку и опираясь на собственный опыт, могу сообщить следующее.

В 1998, после целого года еженедельных рэп-вечеринок, проводимых в клубе JAM на станции метро «Проспекте Ветеранов», когда за вечер выступало по 20-30 команд, у некоторых лидеров петербургского рэпа появилась идея создать некое объединение групп. Тут возник продюсер Пётр Новик, предложивший вложить деньги в издание кассет с питерским рэпом и раскрутку этого проекта. Так и появился знаменитый «Балтийский клан», с названием которого у многих непетербуржцев ассоциируется питерский рэп и питерская рэпперская тусовка вообще. Стартовал «Балтиийский клан» весьма удачно, собрав более 3000 человек в клубе CANDYMAN и начав выпускать один сборник за другим. Всего на сегодняшний выпущено около 20 сборников и проектов.

Балтийский клан был интересен ещё и тем, что это не просто объединение рэп-команд, а и объединение рэпперов вообще. Однако существует одна отличительная особенность Клана, проверенная автором на собственном опыте: для Фукса (ex-DA 108), лидера Клана очень большое значение имеет принадлежность конкретного исполнителя к Клану, хотя вообщем-то идеологии как таковой, к тому же отличной от представлений других рэпперских объединений, у Клана нет. До массовых драк между представителями Клана и представителями не входящих в него групп пока, по моим данным не доходило, но отношения весьма недружественные.

Вопрос функционирования Клана сегодня весьма спорен. В последнее время Клан существует скорее на кассетах, чем как сообщество, хотя его представители утверждают обратное.

На вопрос, каковы отношения с другими молодёжными субкультурами, большинство рэпперов отвечает, что в последние два года стычки почти совсем прекратились. «Раньше всё время дрались, то с алисоманами, то со скинами,- говорит один из рэпперов, Макс, - бывало каждый день драки. В клубах разных там, в парках. Но уже два года ничего нет. Правда, говорят, скинхэды опять есть.»

В последний год в Петербурге появилась новая организация, вполне способная объединить разрозненные и малочисленные рэпперские тусовки в одну: это «Хип-хоп Ассоциация Петербурга». Один из лидеров ассоциации, A-tone (которому автор выражает огромную благодарность за предоставленную информацию), сообщил, что недавно она стала официальной. Это не первая попытка создать такого рода организацию – была например, Международная хип-хоп лига- но, пожалуй, наиболее удачная и серьёзная. Базой Ассоциации стал ДК «Первомайский», где с подачи директора ДК, Александра Борисовича Шашина, три года назад открылась школа брейка, а год назад при его активном содействии образовалась Ассоциация.

В помещении ДК сейчас размещаются школа брейка, рэпа, приходят известные питерские райтеры (мастера граффити), например из команды SPP, наиболее известного питерского объединения такого рода. Каждую первую среду месяца устраивается вечеринка с конкурсами, соревнованиями по брейку, рэпу, граффити и т.д. По словам A-tone, на такие вечеринки приходят от 200 человек только по билетам. Причём в Ассоциации, где в жюри сидят те же С.Т.Д.К., формально относящиеся к Балтийскому Клану, довольно демократичный подход к исполнителям, хотя конечно отбор существует, но не по принадлежности к какому-нибудь объединению, а по качеству исполнения. Два раза в год Ассоциация проводит фестивали, на которых только участников набирается до 250 человек. Лидеры Ассоциации, хотя у некоторых из них и довольно напряжённые отношения с Кланом, не сильно задумываются к кому относятся участники фестивалей. Так, на майской тусовке первое место занял проект «Ветер в голове» из Клана. «У нас там есть брейкеры, не знаю, может они и не относят себя к Ассоциации, - говорит A-tone,-но мне всё равно. Мы просто что-то делаем». Между прочим, не так давно Ассоциация, на собранные на благотворительной вечеринке деньги, купила 4 телевизора и подарила больнице, где лечатся раненые солдаты с Северного Кавказа.

Вот как говорит Waks : «Бабушки и дедушки, не бойтесь, мы – дружелюбный народ».




С итальянского "граффити" переводится как "наскальная живопись". Изначально это слово не имело никакого отношения к рисованию на стенах, которым так увлеченно занимаются сегодня тинейджеры. Впрочем, этих молодых людей лучше именовать художниками-граффитчиками, а их бессмертные творения с громким названием "граффити" - профессионально выполненными рисунками на стене.

КРИМИНАЛ

Если бы вы попали в один из неблагополучных американских районов еще несколько лет назад, то стены вам бы пришлось разглядывать максимально внимательно. Для тамошних преступных группировок граффити было своеобразным способом показать, какой район города кем контролируется. Непонятливые, то есть те, кто не понимали языка граффити, обычно жестоко за это расплачивались. У нас, слава богу, граффити с криминалом не связано. Хотя, по большому счету, тот, кто любит рисовать на стенах, надлежит административной ответственности. Если наши бдительные милиционеры ловят художников на месте преступления, то обычно забирают в отделение и начинают вымогать штраф в размере одной минималки.
Представители местного населения тоже не упускают случая высказать свое мнение по поводу очередного настенного шедевра. Уже зафиксированы случаи избиения графферов клюшками. Особую активность проявляют бабушки. Войдя во вкус "художественного анализа", они запросто могут огреть незадачливого художника сеткой с хлебом, а может быть, даже и чем потяжелее. Конечно, не все представители старого поколения настроены столь негативно. Некоторые, особенно из тех, кто побывал за границей, выражают свое искреннее восхищение. Ведь так хочется, чтобы каждая серая стена стала красивее и хоть чуть-чуть ярче...


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРАФФИТИ

Вообще граффити - это одна из составляющих особой молодежной суб-культуры хип-хопа. Помимо граффити, хип-хоп включает в себя еще брейк, скейтбординг и диджеинг. Вопрос же о том, является ли граффити, даже профессионально выполненные, искусством, остается спорным. Графферы с энтузиазмом будут вам доказывать, что, конечно же, да. "Вот, например, у художника, чтобы творить, есть холст и краски, у скульптора - мрамор и резец, а у граффера - стена и баллон. Так что чисто технически граффити - это искусство, - скажут они. - Да и процесс создания творческий и крайне трудоемкий". Действительно, сначала карандашом рисуется эскиз граффити, затем он наносится мелом на стену, потом "пробивается" (обводится) черной или белой краской и, наконец, раскрашивается. Само граффити - это либо надпись, либо "крэк", то есть персонаж. Используются также разные стили. Например, "колобок" примитивный стиль, характерен раздутыми на концах буквами; "хип-хоп" - это уже ломаные буквы, разгонка надписи. Немецкой школе присуще разорвано-угловатые линии, острые концы - надпись выглядит как разбитое стекло, а французская школа, наоборот, культивирует выгнутые плавные линии.

Профессиональные граффити - это не надписи типа "Вася - дурак" или "Шинник" - чемпион". Оно выглядит прежде всего динамично, аккуратно и композиционно уравновешенно. А кроме того, вы никогда не встретите граффити на церквях, памятниках архитектуры, зданиях, представляющих историческую ценность. Просто у графферов есть свой кодекс: архитектурно выразительные здания они обходят стороной.


ЗАЧЕМ ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ?

Их цель - из серой банальной стены сделать своеобразную картину, которая радовала бы глаз. В глобальном плане они украшают окружающий мир. Делают его экспрессивнее, ярче, выразительнее… Впрочем, это далеко не единственная причина создания граффити. Для некоторых главнее риск, экстрим и выброс адреналина в кровь. Ведь рисуют граффити в основном по ночам, причем всегда кто-то стоит на стреме: все эти предосторожности для того, чтобы избежать встречи как с милицией, так и с агрессивными местными жителями. Так что творческий процесс зачастую протекает крайне напряженно и быстро. Но, согласись, в этом есть своя прелесть.

Граффити - это искусство беспредметное. Оно не несет ни социальной, ни смысловой нагрузки, поэтому граффити - это и еще своеобразная форма самовыражения. Для художника это очень важно, и, на мой взгляд, именно здесь и кроется разгадка вопроса, зачем они это делают.


Что такое Балтийский Клан?

Все просто, - решил я, когда выяснилось, что за пару дней необходимо накатать статейку. В ней, полно и подробно, требуется дать расклад по Санкт-Петербургскому РЭПу. Путь решения проблемы несложен: достаточно собрать вместе публикации о данном виде искусства, выходившие в Питерской прессе, выбрать из них лучшее, придумать привлекательное название, проверить орфографию и отправить в столицу нашей Родины. К моему удивлению, за последние два года, публикаций оказалось много (?!) , но, ознакомившись с их содержанием, я успокоился по поводу того, что мне придется ворочать груды газет и журналов, пропуская через себя тонны информации. Дело в том, что все статьи на тему "РЭП в Санкт-Петербурге" можно разделить условно на две категории.

Категория первая - "читать не стоит"- обычно о том, что такое РЭП, его история, термины и т. п. Написаны материалы авторами, которые смутно представляют саму суть вопроса.

Категория вторая - "читать совсем не стоит" - о том, какие хорошие(плохие) эти самые рэперы и как здорово(хреново), что они есть в нашем любимом городе. Способ изготовления таких материалов чрезвычайно прост: берется очень старый номер "Пионерской Правды" и все слова "юннаты" или, соответственно, "фашистские изуверы" заменяются на "репперы".

Таким образом за исключением нескольких интервью и небольших статей, содержащих в себе минимум размышлений, но лишь констатацию фактов, написанных, к тому же, таким же рэпером как и я, мне ничего стоящего найти не удалось. И, поскольку плагиатничать с соратника не совсем удобно в нашем маленьком городе, вывод был нерадостный: писать придется самому.

Вначале хочу сказать, что " рэперами" далее я буду называть именно самих исполнителей и музыкантов, а тех, кто просто слушает эту музыку (мы, кстати, долго выясняли друг у друга: музыка этот самый РЭП или нет? Выяснили - музыка) и носит широкие штаны - поклонниками.

Так вот, каждый Санкт - Петербургский широкоштанный поклонник РЭПа, даже если он еще под стол пешком ходит, знает, что родина РЭПа - Санкт - Петербург. Это аксиома и обсуждению она не подлежит. Сами рэперы добавляют при этом, мол, да, так и было, и зародился он во времена царя Гороха, по России тогда полз ледник, носились стада мамонтов, спичек еще не придумали, что лишний раз доказывает, что РЭП изобрели не негры, так как негры в холоде не живут.

Также, поклонники знают о том, что в Питере существует только одна РЭП - организация: так называемый Балтийский Клан, который еще называют "баклан" или еще проще: бэ-ка. Впервые это словосочетание появилось на обложке студийной кассеты - сборника Питерского РЭПа, вышедшей в декабре1997 года при содействии местного монстра звукозаписи КДК - Рекордс. Содержала эта кассета на себе домашние записи (то есть выполненные на двухкассетниках) самых известных на тот момент РЭП - исполнителей Санкт - Петербурга. Ну а поскольку у всех парней и девчонок, работавших над сборником, отношения великолепные, то и решили объединиться в "тусу" под этим названием.
Изначально БК состоял из девяти боевых единиц способных выступать где угодно, на каком угодно аппарате, и выпив какое - угодно количество спиртного. Имена тех, кто стоял у "истоков":
С.Т.Д.К.(Серж, Баакъ, Граф, Сэд, Лена-Т) - в комментариях не нуждается, группа известная всем. Качественный коммерческий РЭП.

"Темные Личности" (Кул и Додома) - жесткий и серьезный РЭП в основном социальной направленности. Кул, к нашему огромному сожалению сейчас находится в местах не столь отдаленных,так что у группы тяжелые времена, но похоже - скоро все нормализуется.

DJ В.Л. - сам тексты пишет редко, но представить более талантливого музыканта сложно, что не телега, то - хит.
"Каждому - Свое" (Честер, Ник)- Название группы не имеет к Ницше никакого отношения: здесь - наоборот : все весело, любовь-морковь, пиво, туса и т. д. Честер - самый быстрый язык в Питере (а может и в мире), Ник - самый молодой среди читающих (по возрасту).

"Ответная Реакция"(Чип) - топчет плац армейскими сапогами, пугает шакалов отношением к уставу, но через год вернется и покажет всем как надо делать РЭП. Тексты - о чем угодно, музыка, - какая угодно.
"3 - Пи"(Анька) - я не слышал в России девушек читающих лучше и не видел девушек имеющих еще более легкое поведение. Тексты - лирика (любовь, сюси-пуси, сопли - пузырем), что, при Анькиной манере читки и внешнем виде, воспринимается как издевательство над высокими чуствами.
"Перегрев"(Гусь, Йух) - продуманные тексты, взвешенная музыка, неповторимая читка, то есть - расклад полный.
"Черный Снег"(Антон, Тин) - 2-е дэны по карате, тхеквон-до, лицензии на оружие, ассоциация Капуэйро и т. д. В общем не РЭП-команда, а небольшая армия. Тексты - прямо в лицо, музыка - для тренировок спецназа.

Фукс - это я сам, и писать о себе не буду, если кому что интересно - спросите лично.

Вот именно с этих деятелей все и началось, а на данный момент в БК работают около тридцати команд и отдельных исполнителей, то есть практически все кто читает на территории Питера. Московский алкоголик и главный тусовщик Мани-Майк также входит в БК являясь пока что единственным иногородним участником коллектива.

Появление Балтийского Клана являлось актом самообороны РЭП - групп от всевозможных любителей чужих денег (типа Хип-Хоп Центра, который был вынужден вскоре закрыть свое питерское отделение. Я знаю, что они и в Москве конфликтуют с подавляющим большинством исполнителей), а также способом консолидировать свои усилия в области "раскручивания" РЭПа в Санкт-Петербурге. Дело в том, что продюсеры в пятимиллионном городе Питере не проживают со времен Ледникового периода - вымерли вместе с мамонтами. Поэтому поиски дяди с бабками и связями ни к чему не привели, а рэперы из БК вынуждены заниматься своей раскруткой сами. Так вот, за полгода своей деятельности Балтийский Клан сделал для развития РЭП - музыки в Питере больше, чем все кто с этим работал за последние пятнадцать лет вместе взятые.Судите сами: выпущено семь наименований кассет (21 тыс. экз. - общий тираж), прошли, при полном аншлаге, три гала - акции в одном из лучших элитарных клубов Петербурга "Candyman", впервые в Питере был организован концерт исполнителей из Москвы Мани-Майка и "Дерево Жизни", записан проект "7,62", записан проект "Мама - Папа Балтийский Рэп" в котором вместе с рэперами из БК в полный рост читают Костя Кинчев и Рикошет ( проект еще не вышел, но по отзывам тех, кто прослушал "мастер", это - самая мощная работа в стиле РЭП в России), БК провел пятидневную ( ! ) акцию под открытым небом на День Города, группы Балтийского Клана выступали на одной сцене с известнейшей американской командой Run - D.M.C. ( что, полгода назад казалось ненаучной фантастикой ), на "Радио-Рекорд" 106,3 FM идет еженедельная передача о РЭПе и, в общем, происходит еще много всяких других приятных вещей типа постоянно возникающих в разных местах города вечеринок и концертов.

О Балтийском Клане между поклонниками РЭПа ходят слухи и легенды, одна из самых распространенных заключается в том, что есть у этой организации устав. Ложь! Никакого устава нет. Равно как нет эмблемы, списка членов, руководства и прочих, никому не нужных мелочей. Вместо всего этого существует свод неписаных правил поведения в тусе, выглядят они примерно следующим образом:

Любой, кто входит в БК должен:
- обязательно делать РЭП
- выступать на акциях, если устраивают условия
- следовать правилу : РЭП - Русская Этническая Поэзия
- не употреблять наркотики
- употреблять пиво и или водку
- заниматься продвижением РЭП - культуры по России в общем и в Питере в частности
- не мешать соратникам по Клану заниматься своими делами
- по возможности, помогать соратникам по Клану заниматься своими делами
- если он - парень, то любить девушек; если она - девушка, то любить парней

Может быть, я что-либо забыл указать, но основное - перед вами. Вход и выход из Балтийского Клана - добровольные (выходов еще не было). Вообще, следуя вышеизложенным правилам, в Клан может входить любая РЭП-группа или исполнитель читающие на русском языке в России или на своем родном языке за рубежом ( Wu-Tung Clan является филиалом БК). Любые спорные ситуации решаются на сходке команд, хотя, при такой анархичной структуре, конфликты возникали только в случаях "он у меня девушку увел, пока я на другую смотрел!" и решались очень быстро. Вообще я первый раз столкнулся с ситуацией, когда, при количестве народа в тусе колеблющемся в районе ста человек, никаких внутренних трений не возникало ( тьфу-тьфу ). Конкуренции между исполнителями нет, так как все понимают, что времена соревнований под девизом "Кто лучше сворует у западной группы музыку" канули в лету, и каждый сейчас стремится сделать что-то свое, ни на кого не похожее, что, в принципе удается, так как собрались люди исключительно талантливые и работоспособные.

В общем, Балтийский Клан - это просто общее название для питерских, и не только, РЭП-команд. А от всех Балтклановцев могу пожелать Вам постараться побывать в тех местах, где мы собираемся: неплохо время проведете.

С уважением, Фукс
Рэпперы стали настоящими "Бакланами"

Давно Питер не радовали появлением новых экстремальных проектов и групп, а тем более рэперских кланов. О “Балтийском Клане” как объединении рэп-команд мы попросили рассказать одного из членов оного - Фукса.

Образовался “Баклан” (принятое в клане сокращение, на тюремном жаргоне это слово переводится как “хулиган”) в декабре 1997 года. У истоков стояли команды: "3-Пи”,”Черный снег”, “Каждому свое”, “Перегрев”, “Ответная реакция”, “Темные личности”, “БСК”, "Фукс" (в данный момент БСК объединилось с СТДК). Название “Балтийский клан” пошло от названия первого совместного сборника этих групп.

“БК” - это организация без лидеров и внутренней иерархии, спорные вопросы решаются “сходкой” групп, принадлежащих клану. Больше подобных музыкальных объединений в Питере не существует. Несмотря на малый возраст , “БК” уже является бесспорным лидером питерского рэпа, под “покровительством” клана было выпущено огромное количество сборников хип-хопа, проведено три рэп-фестиваля в клубе “Candyman”. В ближайшем будущем планируется выпуск сборника рэп-композиций, записанный совместно с Костей Кинчевым, на трех лучших студиях Петербурга, также в записи сборника принимали участие музыканты, работающие совместно с ДЖ West Bamом.

В ближайших планах - выпуски сольных альбомов каждой из команд “Балтийского Клана”, а в дальних мечтах - выпускать периодически программу на ТВ.


Хип-хоп в России
(Ситуация на 98 год)

Основная проблема хип-хоп культуры в России - это отсутствие информации. За бешеные деньги вы можете в паре мест в Москве купить западные журналы The Source, Radikal, BackSpin, Lodown. Практически бесплатно, но с большим трудом раздобыть 20-страничный "Hip-Hop Info", самиздатовский "RAPпресс" или разыскать в Интернете страничку... Однако новости в основном передаются устно, а до окраин и вовсе не долетают.

Самой большой хип-хоп тусовкой в этом году можно назвать Adidas Streetball Challenge, проходивший в 25 городах России. В финале на Манежной бесплатно выступали рэп-группы Big Black Boots, Необходимые Вещи, Убитые Рэпом, Дерево Жизни, ДА-108, ДЭЦО, Дельфин, СТДК, Bad Balance, би-бои Jam Style Crew и Da Boogie Crew, и мегазвезды рэпа RUN-DMC и Coolio. Около 40000 "широкоштанных поклонников" неистовствовали под дождем под гангста рэп и играли в баскетбол. Кроме ребят из тусовок Flash Guys и White Smokie, на площади было много би-боев, граффитчиков и просто любопытной молодежи. Мы абсолютно уверены, что хип-хоп в России снова в моде.

- Есть ли КУЛЬТОВЫЕ фильмы о ХИП-ХОПЕ?

- Культовые фильмы только старые. Beat Street 84-го года, Breakdance 1 и 2, выпущены в том же году, Wild Style 82-го года. Сейчас новых нет. Только видеоклипы сейчас популярны, во многих используется брейкданс. Элементы хип-хоп культуры во многих фильмах есть - тот же самый фильм "Ненависть", особенно там где черные районы - сразу показывают граффити. По большому счету Beat Street и Breakdance сняты на уровне индийских мелодрам. А есть культовый документальный фильм "Хип-хоп и его история", снятый в середине 80-х, когда был сильный подъем хип-хоп культуры в Америке. Затем был пик в 92-93 году, когда пошел подъем именно рэп культуры, которая стала существовать как бы отдельно от хип-хоп культуры. То есть в хип-хопе было искусство МС, которое позже превратилось в рэп. В одном из фильмов Everybody dance о разных направлениях танца Crazy Legs из Rock Steady Crew рассказывает, откуда что пошло. Какое-то движение, чтобы оно стало популярным, его нужно повторять постоянно - вот би-бои и делали одно движение постоянно и это переросло в подтанцовку. И оттуда и vogue появился, и потом Мадонна. И теперь вся наша эстрада пользуется подтанцовками.


ПТЮЧ №10 1998 г.

Интервью с РЭППЕРОМ


Список вопросов:
1*Q:По какой причине вы стали РЭППЕРОМ?
------------------------------------------------------------------------------
2*Q:Как давно вы присоединились к данному виду субкультуры?
------------------------------------------------------------------------------
3*Q:Что вы понимаете под формулеровкой "РЭППЕР"?
------------------------------------------------------------------------------
4*Q:Назовите количество ваших знакомых РЭППЕРОВ в процентах.(если все знакомые - 100%)
------------------------------------------------------------------------------
5*Q:Какой процент составляют девушки?
------------------------------------------------------------------------------
6*Q:Существует ли какой-нибудь ритуал посвящения в РЭППЕРЫ?
------------------------------------------------------------------------------
7*Q:Есть ли среди ваших знакомых СКИНЫ?Если "ДА", то сколько процентов составляют они?
------------------------------------------------------------------------------
8*Q:Какова, по вашему мнению, главная причина войны между РЭППЕРАМИ и СКИНАМИ?
------------------------------------------------------------------------------
9*Q:Процент побед в стычках, в которых вы учавствовали, между РЭППЕРАМИ и СКИНАМИ?
------------------------------------------------------------------------------
10*Q:Легко ли опредилить настоящий перед вами СКИН или просто бритый подросток?
------------------------------------------------------------------------------
11*Q:Как вы считаете, почему "дворы" разделялись?
------------------------------------------------------------------------------
12*Q:Ваше отношение к другим видам субкультур.
------------------------------------------------------------------------------
13*Q:Сколько вы знаете СКИНОВСКИХ группировок?
------------------------------------------------------------------------------
14*Q:Возможно ли, и, как решить проблему РЭППЕРОВ и СКИНОВ?
------------------------------------------------------------------------------
ДАЛЕЕ В ЭТОЙ ГЛАВЕ,В СКОБКАХ, Я БУДУ ПОМЕЩАТЬ СВОИ КОММЕНТАРИИ.
1*Q:По какой причине вы стали РЭППЕРОМ?
------------------------------------------------------------------------------
A:Причина достаточно проста, мне тогда еще, когда я рэппером не являлся, нравился стиль одежды(внешний вид) и музыка, которую слушали РЭППЕРЫ. Правда тогда я не совсем еще представлял, что значит быть РЭППЕРОМ...Со временем все как-то само пришло.
2*Q:Как давно вы присоединились к данному виду субкультуры?
------------------------------------------------------------------------------
A:Примерно весной 1999 года. Значит стаж у меня уже почти 3 года! Рэпперы столько не живут!(со смехом)
3*Q:Что вы понимаете под формулеровкой "РЭППЕР"?
------------------------------------------------------------------------------
A:...Классный человек, который знает кто он и знает для чего живет! А если, конкретнее, то конечно, настоящий РЭППЕР должен уметь танцевать брэйк(би-боинг), рисовать граффити, ну или как минимум стремиться к этому душой и телом! А еще обязательно должен уметь отвечать на фразу:"РЭП - ОТСТОЙ" и при виде СКИНОВ не стрематься(не бояться) и не убегать. Нельзя же всю жизнь от них прятаться, это не по РЭППЕРСКИ.
4*Q:Назовите количество ваших знакомых РЭППЕРОВ в процентах.(если все знакомые - 100%)
------------------------------------------------------------------------------
A:Думаю около 45 процентов.
5*Q:Какой процент составляют девушки?
------------------------------------------------------------------------------
A:Не больше 15 процентов.
6*Q:Существует ли какой-нибудь ритуал посвящения в РЭППЕРЫ?
------------------------------------------------------------------------------
A:Да. Он связан с проверкой на то, как ты умеешь носить трубы(широкие штаны, чаще всего джинсы), а еще с мастерством владения граффити, ну и еще много с чем, но это профессиональная тайна.
7*Q:Есть ли среди ваших знакомых СКИНЫ?Если "ДА", то сколько процентов составляют они?
------------------------------------------------------------------------------
A:Как ни странно, есть! 20 процентов натуральные СКИНЫ.
8*Q:Какова, по вашему мнению, главная причина войны между РЭППЕРАМИ и СКИНАМИ?
------------------------------------------------------------------------------
A:Самомнение СКИНОВ, они считают, что круче их нет никого на свете! А зря...
9*Q:Процент побед в стычках, в которых вы учавствовали, между РЭППЕРАМИ и СКИНАМИ?
------------------------------------------------------------------------------
A:Мы побеждали в 60 процентах случаев, а СКИНЫ соответственно в 40 процентах. Я не знаю, может нам просто везло, а может наоборот нам...
10*Q:Легко ли опредилить настоящий перед вами СКИН или просто бритый подросток?
------------------------------------------------------------------------------
A:Сложно, но можно. Если я в своих дворах, то всех "просто бритых" точно знаю, но если в чужих, то сложнее. Да, здесь вся проблема в разделении дворов! Вообще у любого человека видно по лицу нормальный он, или нет, здесь таже ситуация. Просто бритые без причины в драку не полезут, а СКИНАМ настоящим причины не нужны!
11*Q:Как вы считаете, почему "дворы" разделялись?
------------------------------------------------------------------------------
A:Как, почему? Чтоб доказать кто круче! Какой двор сильнее, где народ безбашенние(нарушающий какие-либо правила, запреты), доказывали кто здесь хозяин.
12*Q:Ваше отношение к другим видам субкультур.
------------------------------------------------------------------------------
A:Положительное ко всем, кроме подобных СКИНСКИМ, наркоманским, алкогольно зависимым. Я против такого БЕСПРИДЕЛА!
13*Q:Сколько вы знаете СКИНОВСКИХ группировок?
------------------------------------------------------------------------------
A:1)СолнцеВорот - примерно 300 человек
2)Зарница - ?
3)Невские (СКИНЫ) - ?
это Питерские, конечно, это далеко не все, но мне больше не надо!
14*Q:Возможно ли, и, как решить проблему РЭППЕРОВ и СКИНОВ?
------------------------------------------------------------------------------
A:Возможно! Но уже из принципа, мирным путем нельзя, слишком много дров СКИНЫ наломали...Ну,а как, все догадываются. Но это жестоко даже по отношению к СКИНАМ, не по-человечески. Ведь во всем должна быть справедливость!
14.02.02 Интервью с моим знакомым РЭППЕРОМ Александром(16 лет)

ОПРОС


Рэпперы и Скины, что делать?



проводился с 18.03.01
по 18.02.02
возраст опрашиваемых 14-20 лет
В моем опросе учавствовало 84 человека.

Вопрос был один:"Рэпперы и Скины, что делать?"

Варианты ответов:


1)Изловить и тех, и других и отправить в отдельные резервации.
Проголосовало 2% опрошенных.

2)Изловить рэпперов и запереть в милиции.
Проголосовало 19% опрошенных.

3)Изловить скинов и отправить их в места не столь отдаленные.
Проголосовало 46% опрошенных.

4)Это не решаемый вопрос!
Проголосовало 19% опрошенных.

5)Подождать пока они сами разберутся.
Проголосовало 13% опрошенных.

Из результатов проведенного анкетирования следует, что рассматриваемая проблема не безразлична подросткам и они задумываются над тем, к чему может привести вражда между Рэпперами и Скинхэдами. И следует заметить, что большая часть опрашиваемых склоняется к неприязни к скинам, а не к рэпперам, что не маловажно в изучении данной проблемы. А все потому, что скины вызывают страх и не комфортное состояние у людей не привыкших к их обществу, а рэпперы своим творчеством вызывают восхищение и уважение.


SKIN-HEAD'S(СКИНЫ)
"Россия для русских, Европа для белых!"

Их лозунг прост - "Россия для русских, Европа для белых!". Их стиль - агрессия. Их методы - избиения всех попавшихся на пути людей с неславянским внешним видом. Вы наверняка встречались с ними в транспорте или на улице: группы молодых людей, выбритых "под ноль", в высоких ботинках, стилизованных под армейские, в камуфляже или черных подвернутых джинсах, коротких куртках с нашивками со странной символикой... Это скинхеды или, как они сами себя сокращенно называют, "скины" - бритоголовые расисты.

Выражаясь строгим языком исследователя, скинхеды - молодежная субкультура, в мировоззрении которой главное место занимает расизм и агрессивные поведенческие стереотипы. Хотя политико-идеологическая терминология применительно к субкультурному течению не совсем корректна, слово "расизм" максимально точно определяет позицию этих молодых людей. У нас в стране, пожалуй, только они являются откровенными расистами, последовательно претворяющими в жизнь свою позицию.Но самое удивительное явление - это столкновения скинов и белых (!) рэпперов .Но об этом в другой главе...

В России скины появились в начале девяностых, сегодня их в стране 10-15 тысяч, из них 2-3 тысячи - в Москве. Часть из них, очень незначительная, объединена в скиновские организации. Чаще, увешавшись конфедератскими крестами и свастиками, они собираются в небольшие группы, спускаются в метро и ищут "расовых врагов". Или сознательно едут туда, где найти таковых еще проще - например, в Российский университет дружбы народов. Реже скины готовят "акцию" заранее. Тогда результатом становится настоящий погром.

Общепризнанного лидера у скинхедов нет - в слабоорганизованном субкультурном движении таковой и невозможен. Наиболее известен из них Семен Токмаков, "слава" к которому пришла в мае 1998 года, когда он избил чернокожего сотрудника охраны посольства США Уильяма Джефферсона. Происшествие имело широчайший общественный резонанс и едва не закончилось серьезным международным скандалом. Именно поэтому, несмотря на все старания адвокатов, обвинение скину не было переквалифицировано на более мягкую ст. 213 ч. 1 УК РФ("хулиганство"). Сторонник "эвтаназии неполноценных" был осужден по ст. 282 ч. 2 п. 1 ("возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды с применением насилия"). Это, впрочем, не слишком отразилось на судьбе расиста. По решению суда он получил три года лишения свободы, вышел из зала суда по амнистии и короткое время спустя стал кандидатом в депутаты Государственной думы от избирательного объединения "Спас". Не удалось пополнить ряды народных избранников Токмакову по весьма прозаической причине. Список "Спаса" возглавлял Александр Баршаков, правозащитники и пресса подняли шум, и Центризбирком под благовидным предлогом отстранил "Спас" от участия в выборах.

Выходки же большинства скинов остаются вовсе безнаказанными. Если расистов арестовывают и дело доходит до суда, их "мотивация" остается за кадром, в деле фигурирует статья "хулиганство" и это приводит к смягчению наказания. В текущем году было несколько случаев, когда скинхеды, осужденные после избиения какого-нибудь "инородца" за "хулиганку", выходили из зала суда по амнистии. Можно, конечно, предположить, что это результат общей безграмотности следователей и судей, многим из которых слово "скинхед" ничего не говорит.(Как не говорит и учителям в школах ,а также родителям детей постадавших от рук скинов). А можно рассматривать и как следствие сочувствия расистам со стороны правоохранительных органов. Не зря сами скины рассказывают, что в некоторых отделениях милиции их приглашают: приходите к нам и бейте "чурок" сколько угодно...


Расизм
Скины и национал-радикалы

В защиту скинхеда Семена Токмакова, который в мае 1998 года избил сотрудника охраны американского посольства Уильяма Джефферсона, выступала вся националистическая оппозиция. Скины и нацисты распространяли листовки, писали в газеты и даже пикетировали американское посольство. Коллегия адвокатов "Канон", президентом которой является Виктор Илюхин, бесплатно предоставила подсудимому защитников. В газете "ЛДПР" (1999, # 22) была опубликована статья "Хватит терпеть джефферсонов!", где автор описывал трогательную историю молодого скрипача, который стал на защиту девушки и был избит здоровенным негром. Милиция же якобы пренебрегла показаниями свидетелей и задержала Токмакова.
Попытки сотрудничать со скинами предпринимаются российскими национал-радикальными политическими организациями постоянно. Этим занимаются Праворадикальная партия, Национал-большевистская партия, Национально-республиканская партия России Юрия Беляева, а особенно - Русский национальный союз (ныне - движение "Русское действие") Константина Касимовского и Народная национальная партия Александра Иванова-Сухаревского. Практически целиком скиновской организацией является Церковь Нави (Партия "Национальный фронт") Ильи Лазаренко. Скины, со своей стороны, неохотно подчиняются партийной дисциплине, даже если и разделяют национал-радикальную идеологию. Подобные субкультурные движения плохо поддаются формализации и структуризации. Однако они зачастую выполняют функции штурмовиков, создавая атмосферу насилия по отношению к национальным меньшинствам.


РАСИЗМ В РОССИИ

Термин "расизм" понимается сейчас шире, чем лет тридцать назад, когда эти термином обозначалось негативное отношение к представителям иных расовых групп. Российское общество - отнюдь не образец толерантности. Многие традиционные расистские стереотипы времен колониальных войн здесь перенесены на представителей вполне "белой", но "другой" национальности. Недаром уроженцев Средней Азии и Кавказа нередко в обиходе презрительно называют "черными". Поэтому если чеченцев заставляют проходить принудительную дактилоскопию и без этой незаконной и унизительной процедуры отказывают в регистрации - то это проявление расизма.

Насколько же расистские предрассудки распространены в российском обществе, и почему? В какой-то мере ответить на этот вопрос можно на основе данных социологических опросов, оговорившись, однако, что последние подобные исследования проводились в 1999 году.

Во-первых, предвзятое и негативное отношение к представителям других национальных групп содержится в ответах большинства респондентов (до 70-75 % опрошенных). Хуже всего россияне относятся к чеченцам и кавказцам вообще, за ними с большим отрывом идут цыгане, китайцы, прибалты. Открыто негативное отношение к чеченцам высказывали 50 % населения. При этом, к сожалению, мы располагаем только данными прошлогодних исследований. После террористических актов в Москве и Волгодонске и начала второй чеченской кампании эта цифра, конечно, еще увеличилась. Нетерпимость к цыганам декларируют 44 % опрошенных, к представителям прибалтийских народов и к выходцам с Дальнего Востока - 20 % и 25 % соответственно.

Относительно высокий уровень ксенофобии подпитывается националистическими чувствами. Лозунг "Россия - для русских" поддерживает в среднем по России 21 % опрошенных, однако по этому вопросу существует большой разброс по регионам, до 30-40 % в наиболее "проблемных". А таковыми являются, помимо южных регионов России, как ни странно, обе столицы. Впрочем, более подробные опросы объясняют эту странность - расизм в Москве и Санкт-Петербурге во многом объясняется (как и на Западе) наплывом мигрантов и экономической конкуренцией. На простом и понятном языке это выражается лаконичным "понаехали тут всякие". Впрочем, достаточно распространены подобные настроения и в целом по стране. 40 % опрошенных россиян считают, что необходимо ввести жесткие ограничения на въезд в Россию лиц "нерусской" национальности, и только 7 % - что Россия должна быть открыта для всех.

Интересно, что несмотря на высокий уровень нетерпимости в обществе, среднестатистический россиянин уверен, что "мы" к "ним" относимся лучше, чем "они" к "нам". По мнению 57 % респондентов, главные черты русского отношения к другим народам - дружелюбие и уважение. С "их" стороны картина в сознании большинства опрошенных обратная: 70 % считает, что "инородцы" относятся к русским предвзято и неприязненно.

К сожалению, социологи фиксируют еще одну очень важную деталь массового сознания в современной России. Это отсутствие устойчивой национальной самоидентификации и отчаянный поиск таковой. Все попытки государства консолидировать массы на основе позитивных идей - патриотизма, "общечеловеческих ценностей" и т.п. - не обрели подлинно массовой базы. Но зато активно идет обретение национальной идентичности "от противного" - на основе негативного отношения к представителям других национальностей. Во многом этому способствовала (и сейчас способствует) чеченская война и сопровождающие ее явления (терроризм и т.п.). Во многом так происходит просто в силу отсутствия позитивной альтернативы ксенофобии как объединяющему фактору.

Наконец, и это самое неприятное в ситуации с расизмом в нашей стране, государственная власть не делает практически ничего, чтобы воспрепятствовать этому процессу. Ведь национальная консолидация "от противного" - удобная вещь в условиях необходимости экстренной политической мобилизации масс. Например, в период выборов.




Молодежная субкультура
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации—усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры— хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов.
Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России.
Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).
Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения—наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит а прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии.

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.

1. Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социальноадапционных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество — такова и молодежь, а следовательно, и молодежная субкультура.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой—к прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно)—и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приуготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не подавляемых агентами социализации.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации—семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже говорилось,—наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.


В заключении хотелось бы еще раз сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами молодежи. Исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов социологии молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений .Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.


Норма и патология

В литературе о переходном возрасте часто фигурирует понятие "трудный подросток" . Но что значит "трудный"? Для кого , чем и почему?
Надо остерегаться смешивать "хороший" с "удобный..." , - писал Януш Корчак. - Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен , последовательно , шаг за шагом, стремятся усыпить , подавить , истребить все , что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований."."Трудный подросток " - тотчас всего лишь неудобный для взрослых . Имея в виду эту предрасположенность взрослых к собственному психологическому удобству в отношениях с подростком, правильнее будет начать с характеристики самих подростков, а тех черт их поведения, которые нас заботят.
Оценка любого поведения, всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой , проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) поведении и криминальном (преступном) поведении.
Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу повышенного риска. Почему?
Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.
Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний алкоголизм.
Эта опасность распространена у нас очень широко. По данным одного выборочного опроса, спиртные напитки в 9-ом классе употребляли 75% , в 10-ом 80% , в 11-ом 95% мальчиков. Это, конечно, не пьянство, но чем чаще ребенок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет его потребность в нем.

Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковая наркомания.

Эту проблему у нас долго замалчивали, хотя она чрезвычайно серьезна. Даже рассматривая данные середины восьмидесятых годов становится ясно, что ситуация не шуточная. По выборочным данным ЦНИИ санитарного просвещения, среди московских десятиклассников курят 62% юношей и 16% девушек, причем каждый шестой курящий выкуривает более 20 сигарет в день, а каждай второй - от 10 до 20.
Растет и употребление наркотиков и их различных заменителей.
Агрессивное поведение.

Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Такие фильмы, как "ЧУЧЕЛО" и "ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" , только привлекли внимание взрослых к фактам, которые они все прекрасно знали, но пытались забыть. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков, и так называемая "ненормативная агрессия" , направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.
Трое 16-17 -летних подвыпивших юнцов остановили на улице тихого 13 -летнего мальчика, отобрали у него деньги, а потом затащили в подвал избили до потери сознания и нанесли тяжкие увечья. А перетаскивать бесчувственное тело мальчика им помогали, ни о чем не спрашивая, три девочки-девятиклассницы, их подруги. Откуда такое берется?
Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортивной секции и т. д.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные "маменькины сынки". не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них - своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня считают слабым, а я вот что могу!
Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, ка правило, совершаются сообща, в группе(Скины являются ярчайшим примером). Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до эйфории.
Суицидальное поведение.
Список литературы:
Сборник статей.Московский центр Д. Карнеги, 1999 г.
Подростковые и молодежные альтернативы, 1997 г. С-Пб
И. С. Кон Психология ранней юности, 1989 г.
И. С. Кон Социология молодежи в кн. Краткий словарь по социологии М.,1988 г.
И. С. Кон Молодежь БСЭ 3-е издание.

ТHE END



Хостинг от uCoz